• Контактная информация

    zdanie_left
    Адрес: 630087, Россия, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167
    Тел.: (383) 304-09-07
    Факс: (383) 304-04-88
    (383) 346-25-93
    Часы работы:
    пн-чт: 8.30-17.30
    пт: 8.30-15.00
    обед: 12.30-13.00
  • (2019-08-07) Отдельные нормы российского законодательства существенно осложняют экспорт отечественной продукции на внешние рынки из Новосибирской области

    Россельхознадзор в рамках своей компетенции вовлечен в решение задач, связанных с получением доступа для российской продукции животного происхождения на зарубежные рынки.

    Однако ряд существующих норм российского законодательства не позволяет привести надзорные процедуры в соответствии с международным ветеринарным законодательством, с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ), с лучшими мировыми практиками, а также с требованиями законодательства стран-импортеров, проводящих оценку системы ветеринарного надзора в России.

    Речь идет о запрете на проведение в России проверок хозяйствующих субъектов без их предварительного уведомления.

    Так, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определена необходимость предварительного уведомления предприятия о предстоящей проверке.

    Общеизвестно и в России, и за рубежом, что такое предварительное уведомление делает проверку неэффективной. Мировое ветеринарное сообщество придерживается необходимости проведения внезапных проверок.

    Во время любого международного аудита российской системы ветеринарного надзора со стороны МЭБ и ветеринарных служб стран-импортеров (или потенциальных импортеров) в первую очередь оценивается возможность ветеринарной службы проводить внезапные проверки.

    Замечание о необходимости нормативного и практического обеспечения внезапности проверок неоднократно выражались ветеринарными службами иностранных государств в ходе инспекций российских предприятий и аудита официальной системы ветеринарного надзора.

    Данное замечание было зафиксировано европейскими аудиторами при проведении инспекций российской системы контроля в сфере ветеринарии, в частности в:

    — отчете DG SANCO в 2009 году по аудиту, проведенному для оценки действующей системы контроля при производстве мяса птицы и продукции из мяса птицы;

    — отчете DG SANCO в 2011 году по оценке государственной системы контроля остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения и кормах;

    — отчете DG SANTE в 2014 году по аудиту для оценки действующей системы контроля при производстве молока, молока, подвергнутого термической обработке, и молочных продуктов, а также кишечных оболочек;

    — отчете DG SANTE в 2019 году по оценке государственной системы контроля безопасности молочной продукции, экспортируемой в ЕС.

    В последнем отчете, в частности, сказано, что «отсутствие у Россельхознадзора возможности осуществлять проверки предприятий-экспортеров без их предупреждения и с частотой и объемом на собственное усмотрение несовместимы с надлежащим осуществлением обязанностей надзора и предоставлением необходимых гарантий компетентным органом».

    Россельхознадзор неоднократно предлагал скорректировать российское законодательство таким образом, чтобы в части проведения проверок оно соответствовало международным принципам. Однако до сих пор эта важная для обеспечения экспорта российского продовольствия задача не решена и является серьезнейшим препятствием для открытия внешних рынков.